Анализ мошенничеств, зарегистрированных на территории Алтайского края, свидетельствует о том, что большая их часть совершается с использованием средств сотовой связи и сети «Интернет», то есть - дистанционно. Так на территории Шипуновского района Алтайского края за первый квартал 2020 года совершенно 21 преступление посредством мошеннических действий, большинство совершенно, когда мошенники выступают в роли «сотрудников службы безопасности банков» и в ходе телефонного разговора получают информацию по банковской карте (номер банковской карты, срок действия, а также CVV-код), а именно в ходе беседы убеждают потерпевшего в том, что по его картам осуществляются мошеннические действия неизвестными лицами, для предотвращения проведения операций, необходимо сообщить данные банковских карт, при этом мошенники могут назвать первые и последние 4 цифры банковских карт потерпевшего, а так же могут назвать ФИО, в настоящее время такими данными мошенники обладают.
В дальнейшем основным моментом является получение злоумышленниками разовых паролей (в виде СМС-сообщения), который поступает на абонентский номер, привязанный к банковской карте. Держатель банковской карты сообщает разовый пароль мошенникам, тем самым предоставляет доступ к денежным средствам. При осуществлении мошенничества используются абонентские номера г. Москва: +7(495)***-**-**, 7(499)***-**-** и иные, так же применяются и обычные сотовые номера различных операторов.
Хотелось бы отметить, что у мошенников довольно грамотно поставлена речь и выстроен диалог, они готовы на все ради того что бы убедить свою потенциальную жертву.
Для большей наглядности хотелось бы привести примеры реальных мошенничеств на территории Шипуновского района:
1) 06.04.2020г на сотовый телефон гражданину М., жителю с. Шипуново позвонил ранее не известный мужчина, представился сотрудником ПАО Сбербанк, сообщил о том что по принадлежащим ей картам осуществляются мошеннические действия неизвестным лицом в г. Краснодар, для того чтобы пресечь данные переводы, гражданину М., необходимо сообщить номер карты, срок действия, и CVV2 код, что М. и сделал, после чего якобы сотрудник пояснил, что в ближайшее время ему будут поступать шестизначные коды, которые необходимо сообщить ему, на что М., согласился, через некоторое время с принадлежащей ей кредитной карты было осуществлено двух разовое списание денежных средств в сумме 77962 рублей посредством интернет банка ПАО «Зенит» методом card2card. При осуществлении мошеннических действий использовался абонентский номер 8-495-213-8338 (ЗАО Зебра Телеком).
2) 05.02.2020 на сайте «Авито» гр. Е., прож с. Шипуново, решил приобрести сотовый телефон Xiaomi redmi Note 7 посредством сайта «Авито» выбрав объявление гр. Е., попытался связаться с продавцом объявления, после чего продавец предложил перейти в мессенджер «Whatsapp», в данном чате мошенник использовал абонентский номер 8-916-405-50-94, в ходе беседы гр. Е., попросил отложить данный телефон до 20.02.2020 года т.к в настоящий момент у него отсутствовали денежные средства, стоимость телефона составляла 6500 рублей, после чего продавец сказал, что необходимо внести предоплату в размере 3000 рублей, на что гр. Е., согласился, после чего продавец отправил адрес сайта (dostavka-boxberry.ru(фишинговый)) для проведения оплаты, что гр. Е., и сделал, но в место 3000 рублей у него списалось 6090 рублей, после чего продавец перестал отвечать на сообщения.
3) В период с 31.01.2020 по 12.02.2020 года житель п. Барчиха Шипуновского района, гр. В., для получения кредита отправил заявку в сеть интернет (сайт удален). В последствии неизвестный по телефону представился работником банка "Бизнес Банк" и предложил оформить кредит, но для этого нужно было заплатить определлыне взносы в итоге гр. В. перевел деньги на общую сумму 82000 рублей, но при этом кредита не получил.
Помимо вышеуказанного способа, в настоящее время в сети «Интернет» широко развит способ под видом продаж различного рода товаров посредством интернет сайтов, как правило, данные сайты являются «однодневными» после совершения мошеннических действия сайт перестает функционировать, оформление данных сайтов довольно простое, при этом краткое и информативное, цены на товары указаны значительно ниже продающихся в розничных магазинах, тем самым завлекая клиента. После осуществления заказа с потерпевшим связывается якобы сотрудник магазина, и осуществляет оформление заказа, после чего сообщает клиенту, что товар отправлен и через некоторое время его можно забрать будет на почте, по поступлении товара на почту, суть схемы такова, что товар потерпевший оплачивает на почте при получении, при этом вскрыть его пока не оплатит он не может, при получении и открытии посылки, гражданин обнаруживает, что в ней находится абсолютно не то, что им было заказано. Для создания видимости веса, в коробку кладут любые утяжелительные предметы. При попытке созвониться с оператором магазина, телефон абонента не отвечает. Так же используются «Фишинговые» сайты, где при вводе данных своей карты при осуществлении транзакции посредством интернет перевода, потерпевший осуществляет не перевод денежных средств в установленной сумме, а вводит полностью данные от своей карты, в связи с чем в дальнейшем злоумышленниками фактически получены полностью данные карты, и в таком случае они могут осуществлять переводы в некоторых случаях без одобрения владельца банковской карты. Данные сайты полностью точная копия, настоящего сервиса, банка, и практически не отличимая от оригинала, ключевым отличие является поле URL строки, на которое стоит обратить внимание, приведем пример: настоящий сайт ПАО«Сбербанк»: www.sberbank.ru; фишинговый сайт(скопированный мошенниками): www.1sberbank или www. sber3bank.ru, вариантов данного адреса для мошенников большое множество, в примерах имеется небольшое различие с оригиналом, зачастую лишь в одном символе, связи с чем необходимо быть более внимательным при нахождении в сети интернет на платежных сервисах, данные способ относится не только к «Сбербанк» но и к любым платежным системам.
Анализ преступлений, совершенных дистанционным способом, показывает, что одним из признаков подготавливаемого или совершаемого преступления телефонного мошенничества является, когда мошенники выступают в роли «сотрудников службы безопасности банков» и в ходе телефонного разговора получают информацию по банковской карте (номер банковской карты, а также CV-код).
Дальнейшим основным фактором является получение злоумышленниками разового пароля (в виде СМС-сообщения), который поступает на абонентский номер, привязанный к банковской карте. Держатель банковской карты сообщает разовый пароль мошенникам, тем самым предоставляет доступ к денежным средствам
Хотелось отметить основные моменты, на которые стоит обратить внимание гражданам:
1. Не диктовать пароли из смс-сообщений
2. При поступлении подобного рода звонка, незамедлительно завершить разговор, и перезвонить по официальному телефону банка, не полениться и все перепроверить.
3. В случае утери телефона незамедлительно сообщите в банк о приостановлении (блокировке) имеющихся на счетах сбережении
Только мошенники могут запрашивать Ваш номер мобильного телефона и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.
2. Только мошенники могут запрашивать пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Онлайн». Если Вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые Вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.
3. Никому не сообщать пин-, СVC- или CVV- коды банковской карты и одноразовые пароли;
4. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с банковской картой должны происходить в присутствии держателя карты. В противном случае мошенники могут получить реквизиты карты, либо сделать копию при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки;
5. В случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки - это поможет сохранить денежные средства;
6. Подключить услугу СМС-информирование - это обеспечит контроль за проведением любых операций по карте. При получении СМС о несанкционированном списании средств со счета, заблокировать карту
7. Установить лимит выдачи денежных средств в сутки и за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удалённо в Интернет-банке). Мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на карте;
8. При вводе пин-кода прикрывать клавиатуру. Вводить пин-код быстрыми отработанными движениями - это поможет в случае, установки скрытых видеокамер мошенников;
9. Выбирать для пользования терминалы и банкоматы, которые расположены непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях;
10. Использовать банковскую карту в торговых точках, не вызывающих подозрений;
11. Перед тем как вставить карту в картоприемник, внимательно осмотреть банкомат на предмет наличия подозрительных устройств, проверить, надежно ли они закреплены.
12. В случае некорректной работы банкомата - если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается, рекомендуется отказаться от его использования.
13. Не сообщать реквизиты карты никому. Представители банка их знают! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка
Будьте внимательны и берегите свои денежные средства!
ОМВД России по Шипуновскому району