
30.06.2020, Вторник
Проведение антикоррупционной экспертизы является важнейшей процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов.
В ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены субъекты, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): прокуратура Российской Федерации; федеральный органом исполнительной власти в области юстиции; органы, организации, их должностные лица.
Статья 5 вышеназванного закона уточняет, что за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) могут институты гражданского общества и граждане Российской Федерации.
Федеральным законом от 11.10.2018 №362-ФЗ в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесены изменения. В частности, определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- международными и иностранными организациями;
- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- НКО, выполняющими функции иностранного агента.
Прокуратурой Шипуновского района на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза как проектов муниципальных нормативно-правовых актов, так и уже действующих правовых актов.
Так, по состоянию на 25.06.2020 прокуратурой района произведена экспертиза 202 проектов, выявлено 3 коррупциогенных фактора в действующем муниципальном нормативно-правовом акте.
Так, Положение о персонифицированном дополнительном образовании детей, утвержденное постановлением администрации Шипуновского района №424 от 01.10.2019, не закрепляло сроки принятия решений, направления запросов, не определяло вид открытых информационных источников, в которых размещаются информация, не предусматривало основания и порядок выполнения каких-либо обязанностей (действий) в рамках предоставления персонифицированного дополнительного образовании детей.
Таким образом, в муниципальном нормативно-правовом акте выявлен такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
По результатам проверки на противоречащий муниципальный нормативно-правовой акт принесен протест, который рассмотрен, удовлетворен, Положение в части определения сроков и процедур получения сертификата дополнительного образования уточнено, в него внесены изменения, исключены коррупциогенные факторы.
Помощник прокурора юрист 2 класса В.В. Потресаева